О МОНЕТАХ IX–XI ВЕКОВ, НАЙДЕННЫХ ПОД СМОЛЕНСКОМ. Е. Шмидт.
В последней четверти IX века Смоленский край вошел в состав Древнерусского
государства, и его население – смоленские кривичи – приняли активное участие
как в экономической, так и в политической жизни государства. Начиная с Х в.,
наряду с расширением территории и укреплением военной мощи Руси, шло
хозяйственное освоение земель и бурное развитие ремесла, формировались
торгово-ремесленные центры, превращавшиеся в города. Одновременно осваивались
торговые пути, связывавшие Смоленскую землю с другими русскими землями и
заморскими странами, в том числе, стал функционировать постоянно "путь из
Варяг в Греки", проходивший от Черного моряпо Днепру через Киев, Смоленск и далее по волокам в Зап. Двину и
Ловать до Новгорода и через Ладогу к Балтийскому морю. Были и другие пути из
Днепра по волоку в р. Вазузу и далее на Волгу, или из Днепра в районе
Дорогобужа в Угру и Оку. Наряду с обменом изделиями и продукцией, внутри
Смоленской земли развивается торговля с другими землями и в обиход стали
входить деньги в виде металлических монет, служивших мерилом стоимости товаров.
Начиная с IX века в пределы Смоленской земли стало регулярно поступать, в
основном, восточное серебро в виде арабских монет – дирхемов. Этому
свидетельствуют как отдельные находки в разных местах, так и обширный клад
монет, найденный у дер. Кислые на реке Жереспее, включавший сотни целых
серебряных дирхемов и большое количество их обрезков. Наличие в кладе обрезков
объясняется тем, что стоимость дирхема определялась не номинальной надписью, а
весом серебра (один дирхем весил около 3,9 г). Купцы имели соответственно
складные весы и гирьки и при совершении акта покупки товара монеты взвешивали
и, если вес монет не соответствовал весу гирьки, то отнимали или добавляли эти
обрезки монет. В Гнездове на поселении конца IX-Х вв. находили такие гирьки, а
в гнездовских курганах в погребениях купцов того времени были и весы, и гирьки,
и монеты. В пределы Смоленской земли, судя по археологическим данным, дирхемы
поступали с начала IX в. по 20-е годы XI в. Так самая поздняя монета найдена в
Дорогобужском районе в кургане и 4 у бывшей деревни Харлапово. Она чеканена
Наср ад-Дауля абу-Наср Ахмед между 1011 и 1020 годами. Есть находки дирхемов,
чеканенных и ранее IX века, видимо они были долго в употреблении на Востоке,
прежде чем в IX-X вв. попали в Смоленское
Поднепровье.
В конце IX и в Х вв. в пределы Смоленского края поступают монеты из Византии.
В районе Смоленска их находили неоднократно: серебряные денарии из Гнездова и
Янова, а также золотые монеты изГнездова,
в том число солид императора Феофила из кургана № 47 датируется 829-842 гг.
н.э. Он видимо долго был в употреблении, а в начале Х в. использовался в
качестве подвески к ожерелью.
В XI-XII вв. направление монетного потока в Смоленскую землю
изменилось: они стали поступать преимущественно из Западной Европы. В г.
Смоленске известны находки как отдельных монет, так и большого клада на
Рачевке. В сельском местности они найдены в нескольких некрополях, так
например, в курганах у бывшей дер. Харлапово обнаружены: германский пфенниг
Ордульфа, датируемый третьей четвертью XI в. и монета англо-саксонская
Этельреда (994 - 1000 гг.).
В Древнерусском государстве киевские князья Владимир и Ярослав в XI в. чеканили
собственные монеты из серебра и золота (серебреники и златники), но в пределах
смоленской земли при археологических раскопках они пока не обнаружены, нет
также сведений и о их случайных находках.
В рассматриваемое время в пределах Смоленского края монеты использовались не
только по своему прямому назначению в торговле, но и как металл в ремесленном
производстве, местные ювелиры из монетного серебра изготавливали различные
украшения: височные кольца и серьги, браслеты и перстни, подвески к женским
ожерельям и пр. Значительное количество монет использовалось непосредственно в
женском наборе украшений в качестве подвесок. В таком случае к монете
приделывали ушко или в ней просто проделывали отверстие. Но были они не только
украшениями, а служили еще в качестве амулетов-оберегов, что особенно
характеризует период Х-ХII вв. В это время
происходили большие перемены на Руси. В 988 году официально было принято
христианство, но еще долгое время, особенно сельским населением продолжались
исполняться языческие обряды и почитаться языческие боги. Если светская власть
и служители христианской церкви разрушали языческие капища и свергали языческих богов-идолов, и препятствовали
исполнению языческих обрядов, то сельское население в деревнях, удаленных от
административных и новых религиозных центров, долгое время (около двух
столетий) еще поклонялось языческим богам и не нарушало старые традиции. Среди
всего языческого пантеона богов особенно почитался Дажьбог – бог Солнца. Его
символом был круг, иногда включавший крест или многочисленные лучи, исходящие
из центра круга. До принятия христианства в Смоленской земле амулеты-обереги
круглой формы, связанные с культом солнца, как правило но были широко
распространены и не входили в комплекс женских украшений. Начиная с XI века они
были почти обязательными элементами женских украшений и по тогдашним
представлениям должны были еще защищать их владельцев от злых темных сил.
Иногда круглые подвески орнаментировались или дополнительно совмещались с
другими языческими символами, связанными также с культом солнца, в виде креста, или небольшого кружочка о расходящимися от него прямыми или изогнутыми
лучами, или в виде многочисленных кружочком. Такое же
значение вкладывалось в амулеты-обереги, изготовленные просто из монет
арабских, византийских и западноевропейских. Последние многократно
были обнаружены при раскопках курганов Х-ХII
вв. в Гнездове, Харлапове, Янове, Васильеве, Заозерье, Туринщине и в других
местах.
|