Василий Васильевич Уздеников работает главным научным
сотрудником-консультантом в отделе нумизматики Государственного Исторического
музея. В нашей стране и за рубежом он известен нумизматам-профессионалам и
широкому кругу коллекционеров-любителей как специалист по российским монетам
"императорского периода" и как автор целого ряда книг, посвященных
этим монетам. Наша беседа охватывала вопросы нумизматики от Петра Великого до
Николая II.
- Нумизматика представляет для пытливого ума чрезвычайно широкое поле
деятельности. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить, хотя бы вкратце,
все те области общественных отношений, а также науки и техники, с которыми
приходится иметь дело исследователю монет.
Прежде
всего, это история становления и развития российской монетной системы, напрямую
связанная с историей всей страны. Поэтапные изменения весовой нормы и металла
монет, изменения в наборе номиналов и во внешнем оформлении, появление монет
областных и национальных серий, связь металлических монет с бумажно-денежными
знаками - все это было обусловлено изменениями экономической и политической
обстановки в стране, династическими коллизиями, внешнеполитической ситуацией и
экономическими связями с зарубежными странами. Без учета сведений,
предоставляемых нумизматикой, невозможно решить целый ряд важнейших вопросов
денежного обращения, существовавшего в стране в тот или иной период времени.
изготовления монетных штемпелей. Технические вопросы
монетного производства были непосредственно связаны с историей российских
монетных дворов, а изготовление монетных штемпелей базировалось на медальерном
искусстве - искусстве резчиков штемпелей; только благодаря работам этих, часто
безымянных, мастеров в нашем распоряжении оказалось огромное собрание портретов
российских императоров. В то же время, российские монеты XVIII - начала XX века
являются ценнейшим источником сведений по российской геральдике, а монеты
массового выпуска всегда являлись в народном обиходе основными носителями
государственного герба и территориальных гербов Российской империи.
Совершенно особую и важнейшую область нумизматических исследований
составляет изучение монетных кладов, представляющих собой как бы
"моментальный снимок" денежного обращения на момент сокрытия клада.
Наконец, необходимо учитывать, что изучение монет непременно должно сочетаться
с изучением соответствующих письменных источников и архивных материалов. Но
кроме участия в решении перечисленных выше "глобальных" вопросов,
целый ряд монет был непосредственно связан с отдельными интереснейшими
событиями в истории России.
Прежде всего, это, конечно же, юбилейные и памятные монеты. В отличие от
современных монет этой категории, ежегодно выпускаемых в большом количестве
часто безо всякого на то повода, за весь период XIX - начала XX века в
Российской империи было выпущено всего 13 юбилейных и памятных монет. Причем
посвящены они были действительно заметным событиям: открытию знаменитых
монументов, коронации императоров, таким памятным датам, как 100-летие
Отечественной войны 1812 года, 200-летие победы в сражении при мысе Гангут,
300-летие дома Романовых и другие.
Но и монеты, не приуроченные специально к какому-либо событию, бывали
свидетелями событий весьма значимых. Остановимся только на трех примерах,
неоднократно описанных в нумизматической литературе.
После смерти Петра I вся власть в стране фактически сосредоточилась в руках
А.Д. Меншикова, поскольку императрица Екатерина I царствовала, но не правила.
Такое положение вещей привело к тому, что по инициативе то ли самого Александра
Даниловича, то ли его клевретов, но был разработан проект медной 10-копеечной
монеты, на которой вензель Екатерины I был совмещен с вензелем Меншикова. Такая
монета, получившая среди нумизматов прозвище "меншиков гривенник",
была даже отчеканена в очень небольшом количестве пробных экземпляров. Но,
видимо, к счастью Меншикова, она так и не поступила в обращение (да и вензель
"М" был на ней тщательно замаскирован), а то после опалы всесильный
временщик оказался бы не в ссылке в Березове, а на плахе. Государственный
Исторический музей - обладатель двух экземпляров этой редчайшей монеты.
Другой пример. После смерти императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в
октябре 1740 года, на престол "взошел" трехмесячный
"император" Иоанн III, известный больше как Иван Антонович. Поскольку
по традиции монеты старших номиналов должны были иметь на лицевой стороне
портрет царствующего монарха, встал вопрос - можно ли воспроизвести в
приемлемом виде облик трехмесячного младенца? Проблема оказалась настолько
сложной, что появилось даже предложение чеканить монеты не с портретом, а с
вензелем императора. А пока решение не было найдено, пришлось продолжить
чеканку монет с портретом умершей Анны Иоанновны. Только в 1741 году был
утвержден образец рублевой монеты с гипотетическим портретом Ивана Антоновича,
на котором он был представлен, примерно, в семилетнем возрасте. Но странное
совпадение: безымянный гравер, резавший портрет на штемпеле, как будто
предугадал страшную участь, ожидавшую царственного младенца. Действительно, на
этом портрете Иван Антонович представлен в виде отрока с печальным выражением
одутловатого лица и с отрешенным, устремленным в пространство недетским
взглядом. Как известно, уже в ноябре 1741 года в результате дворцового
переворота престол захватила Елизавета Петровна, и "принц Иоанн" (так
теперь называют свергнутого императора) после проживания под строгим надзором в
Риге, в крепости Динамюнде, в Раненбурге и, наконец, в Холмогорах, в 1756 году
был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где провел в одиночном заключении
восемь лет. А в 1764 году он был убит при неудачной попытке его освобождения -
тюремщики выполнили данную им на этот случай инструкцию.
Елизавета Петровна после воцарения приняла самые строгие меры по изъятию из
обращения монет с именем и портретом Ивана Антоновича, но даже до наших дней
дошло довольно большое количество таких монет.
И последний пример. После смерти в 1825 году императора Александра I на
престол должен был вступить великий князь Константин Павлович, однако он
отрекся от престола в пользу младшего брата Николая Павловича, о чем было
известно только очень ограниченному кругу лиц. Не зная этого обстоятельства,
министр финансов Е.Ф. Канкрин решил поскорее изготовить рубль с именем и
портретом "императора Константина I". Главным медальером Петербургского
монетного двора Я.Я. Рейхелем был сочинен проектный рисунок такой монеты, и три
резчика приступили к изготовлению трех комплектов штемпелей. После того, как
было завершено изготовление первого комплекта, им были отчеканены шесть пробных
экземпляров монеты, однако к этому времени стало известно об отречении
Константина Павловича. Поэтому все три комплекта штемпелей (два из них были
закончены), свинцовые слепки, снимавшиеся со штемпелей в процессе работы над
ними, и пробные монеты были опечатаны и сданы в архив монетного двора, откуда
были извлечены только при императоре Александре II. Таким образом,
"константиновский" рубль оказался свидетелем не только династической
интриги, но и восстания декабристов, которые воспользовались неясностью в вопросе
престолонаследия, возникшего в связи с отречением Константина. В настоящее
время в собрании Государственного Эрмитажа хранятся все три комплекта штемпелей
"константиновского" рубля и одна пробная монета; второй экземпляр
этой монеты находится в собрании Государственного Исторического музея.
Чрезвычайно сложным и болезненным стал в последнее время для всех нумизматов
вопрос подлинности монет. Дело в том, что на нумизматическом рынке появилось
огромное количество фальшивок, предназначенных для обмана коллекционеров и
выполненных на таком высоком техническом уровне, что выявление их представляет
большую сложность даже для музейных работников, и это не удивительно: для
изготовления фальшивок теперь используются самые современные технические
средства.
Что хотелось бы пожелать нашим коллекционерам-нумизматам? Прежде всего, не
ограничиваться знанием цен на коллекционные монеты и помнить, что российские
монеты - не просто красивые кружочки, а неиссякаемый источник интереснейшей
информации и еще нерешенных проблем - читайте нумизматическую литературу!
Другое пожелание - не особенно увлекаться коллекционированием новодельных
монет и ни в коем случае не допускать в свою коллекцию любые фальшивки, даже
очень похожие на подлинники. А для этого необходимо постоянно осваивать
непростые навыки, позволяющие выявлять даже современные высококачественные
подделки.
Источник:
Александр БОРИСОВ
feldpost.ru